В дорожном строительстве нередко используется такой материал, как дорнит. Он представляет собой классический иглопробивной геотекстиль, отличающийся очень высокой эластичностью, а также способностью пропускать влагу как в поперечном, так и в продольном направлении.
При строительстве транспортных путей практически невозможно обойтись без геосинтетических материалов. К примеру, георешетка используется для стабилизации сыпучих грунтов, а также для повышения прочности основания дороги. Ее укладывают под амортизационную подушку, добиваясь таким образом существенного повышения долговечности полотна. Еще один распространенный материал - геомембрана. Она состоит из жесткой основы, которая залита полимерным составом, не пропускающим воду. Применение такого конструктивного элемента необходимо в заболоченных или прибрежных районах, где дороге угрожает размытие и полное разрушение именно за счет воздействия влаги. Больше об использовании таких материалов можно прочитать на сайте geostandart.org. Однако наиболее распространенным материалом в дорожном строительстве остается дорнит, который представляет собой иглопробивной геотекстиль.
Дорнит принадлежит к нетканой разновидности геотекстиля. Он изготавливается с помощью стандартного иглопробивного станка. Применяющиеся в нем зубчатые иглы проходят через однородную массу синтетических волокон, спутывая их между собой и надежно фиксируя в подобном положении. Благодаря этому дорнит получает очень высокую эластичность. При растяжении в любом направлении его относительное удлинение до разрыва составляет 200%. Кроме того, благодаря уникальной технологии изготовления материал хорошо пропускает воду, но задерживает любые твердые частицы. Нужно отметить и очень высокую прочность. Нетканый геотекстиль выдерживает нагрузки в пределах 4,9-22,8 кН/м в зависимости от его плотности и разновидности применяемого волокна. За счет этого дорнит идеален для прокладывания дорог - он выдерживает динамические нагрузки, которые создаются не только легковушками, но также тяжелыми грузовиками и специальной техникой.
При использовании в дорожном строительстве иглопробивной геотекстиль позволяет получить следующие преимущества:
Высокопрочный дорнит для дорог укладывают под нижний слой амортизационной подушки либо непосредственно поверх геосетки. Такое техническое решение позволяет исключить смешивание между собой грунта и сыпучих материалов, которые используются в дорожном строительстве - например, щебня или песка. Дорнит настилают широкими полосами, не допуская образования разрыва между ними - для этого его укладывают внахлест с небольшим перекрытием. Площадь грунта, покрытого геотекстилем, должна существенно превышать площадь будущего дорожного покрытия - это позволяет перераспределять нагрузки, создаваемые автомобилями и спецтехникой, предотвращая повреждение полотна. Плотность используемого материала будет напрямую зависеть от расчетной пропускной способности дороги, а также от предполагаемого скоростного режима и допустимой массы транспорта. Наиболее плотные материалы (свыше 500 г/м2) имеют немалую стоимость, но могут укладываться даже под автомагистрали международного значения, либо под взлетные полосы в аэропортах. Геотекстиль уже давно стал незаменимым материалом в дорожном строительстве - об этом говорит и название его нетканой разновидности (дорнит - от ДорНИИ). Его использование позволяет получить существенную выгоду за счет экономии денежных средств в сравнении с иными конструкционными средствами, и благодаря повышению долговечности дорог.